Русский

У меня одна цель – для народа, для нации прийти к власти

Рази Руруллаев, оппозиционный политик, председатель ПНФА

-Рази бек, как известно, в турецком городе Измир открылся нефтеперерабатывающий завод «Стар». Как вы оцениваете этот проект, и может ли это стать мессажем миру?


– Вообще-то в каждом действии Азербайджана ищут какой-то мессаж миру. Но не думаю, что «Стар» – проект, рассчитанный как мессаж миру. То есть весь мир знает, что Турция и Азербайджан – один народ, два государства. Думаю, что этот проект будет полезным и нашей стране, и всему региону.


– В последнее время наблюдаются привлекающие к себе внимание заявления Пашиняна. О чем говорят его призывы, направленные якобы на мирное решение Нагорно-карабахского конфликта?


– Я не верю в искренность обещаний исполняющего в настоящее время обязанности премьер-министра Армении Пашиняна решить Нагорно-карабахский конфликт. Пашинян или какое-то другие «яны», все они будут стараться, чтобы Нагорно-карабахский конфликт оставался в нынешнем состоянии и не согласятся с решением проблемы в рамках территориальной целостности Азербайджана. Призывы Пашиняна к миру, просто набор слов, за ними нет конкретных действий. Он играет в политические игры, чтобы привлечь на свою сторону армянский народ. Зная это, Азербайджан идет и должен идти своим путем. В любом случае Армения по своей воле не пойдет на решение Нагорно-карабахского конфликта. Но Азербайджан должен найти пути и союзников, чтобы принудить Армению пойти на это. А самый верный путь – найти общий язык с Россией, а лучше всего вести переговоры с Россией.


«Карабахский митинг поддерживаю, но…»


– Рази бек, Карабахский Комитет уже объявил время очередного митинга. Что Вы ждете от этих митингов и ваша партия будет ли участвовать в нем?


– Я поддерживаю, приветствую все мероприятия, связанные с Нагорным Карабахом. Но, к сожалению, митинг, связанный с Карабахом, не оправдал ожидания. Хотя ожидания и не оправдались, все же не сожалею, что поддержали его. Но пока не уверен, поддержим ли следующие мероприятия Карабахского Комитета.


– Почему не уверены?


– Потому что в Нагорно-карабахском вопросе не должны быть политические пристрастия, политическая конъюктура. А в Карабахском митинге, проведенном 29 сентября, имели место значительная политическая конъюктура, политические предпочтения, правильного подхода не было. Мне очень хочется, чтобы на такие митинги собрались миллионы людей, и всему миру был послан мессаж. И в то же время, чтоб этот митинг пробудил в азербайджанском народе дух патриотизма. Это было бы в пользу дела, но если это будет служить политическим целям, неприемлемо.
«У них в душе любовь к традиционной оппозиции»
– Что конкретно имеете ввиду, говоря о политических предпочтениях?


– Мы достаточно поддержали их, но опять-таки преследовали в этом вопросе определенную политическую цель. Если б не было политической цели, то какая разница, кто такой Рази Нуруллаев – председатель ПНФА, руководитель НПО или бывший кандидат в президенты. Если они учитывают политическую конъюктуру, говорят о том, что будто есть несколько образований ПНФА и потому им надо сказать нет, на передний план выходят политические предпочтения, то это говорит о политизации Карабахского митинга. К такому подходу у меня отношение отрицательное. Знаете, есть прекрасная песня, в которой говорится: «Я буду любить тебя, коль ты меня и не любишь». Среди организаторов Карабахского митинга имеются и такие, которые на все 100% придерживаются этого правила. Видимо, в их душе все еще остается любовь к традиционной оппозиции, к тем, кто столько лет врал народу, играл его чувствами. Потому-то они не могут выбраться из этой конъюктуры. Я просто сожалею об их образе мысли и подходе.


– Из всего этого проистекает вопрос: на что рассчитана сегодня внутренняя политика и что диктует?


– Дело в том, что словами «давайте объединимся», «будем вместе», «интегрируемся», «необходима мобилизация оппозиции» ничего не решается. Как говорится, «сколько ни говори халва, во рту от этого слаще не становится». С этой точки зрения считаю, что события развиваются в правильном русле. Просеются и останутся наиболее правильные. Сегодня не стоит торопить политические процессы. В политике уже начался процесс отсеивания, ибо позиция каждого уже известна. Сегодня любой рядовой гражданин Азербайджана видит, что очень мало системно борющихся с властью. Мало правильно оценивающих политику. Сегодня каждый стремится казаться героем, почаще мелькать в медиа. И в конце 1980-х годов была такая политика, и сегодня продолжается. С такой политикой вывести азербайджанский народ в светлое будущее невозможно. Люди, оставшиеся после политического отсева, правильные люди, они смогут интегрироваться между собой.


И вообще, не думаю, что проблемы Азербайджана все время были связаны с необъединением оппозиции. Нормальная оппозиция в Азербайджане при необходимости объединялась, поддерживая друг друга. Достаточно здоровые силы имеются, но они просто разрознены. Если эти разрозненные здоровые силы объединятся, то в Азербайджане что-то можно будет сделать. Я сторонник этого и стремлюсь к этому. Но уже видны некоторые ростки. Наверно, эти люди придут к решению объединиться.


«Бросающие сегодня «камень» в Курбана Мамедова»


– Рази бек, сегодня бывшие «соратники» по традиционной оппозиции на глазах всей общественности ругают, оскорбляют друг друга. Возьмем, скажем, объединение Али Керимли, Джамиля Гасанлы, Гюльтекин Гаджиевой против Курбана Мамедова. О каких здоровых силах, о каком объединении, о каком просеивании может идти речь?


– Я всегда симпатизировал Курбану Мамедову за его системную борьбу. И когда Курбан Мамедов был в заключении, мы вставали на его защиту. Бросающие сегодня «камень» в Курбана Мамедова, оскорбляющие его некогда гордились тем, что стоят рядом, фотографируются с ним. Чтобы включить его в Национальный Совет в те времена пришлось провести долгие переговоры. Те, кто некогда завидовали его непоколебимости, его бойцовским качествам, сегодня обвиняют его в предательстве. То же самое было сделано по отношению к тем, кто вышел из Нацсовета. Когда покинул Нацсовет, начали вести против меня самую изощренную пропаганду – проклинали, ругали. А сегодня эти проклятия, ругань бумерангом возвращается к ним самим.


На виду было то, что если кто-то рядом с Нацсоветом, Али Керимли, его сторонниками и на все его слова не отвечает «есть», то все они предатели, предатели народа и др. Они считали, что лишь они здоровые силы в Азербайджане и каждый должен молиться на них. Возможно, люди могли бы пойти на это, но каких положительных результатов добились, какую внутреннюю свободу могли создать, какую внутреннюю демократию смогли построить люди, призывающие молится на них. Какую прозрачную систему создали и какой пример с этого могут взять с них другие? Как были во мраке и грязи, так в нем и остаются.


– Иногда подчеркивают, что есть политики, «исчерпавшие свой лимит».


– Наверно, когда говорят о политиках, «исчерпавших свой лимит», подразумеваются прежние политики. Подразумеваются члены Нацсовета. И еще Иса Гамбар, Ариф Гаджили, Сардар Джалалоглу, Игбал Агазаде, Али Керимли, Джамил Гасанлы, Лале Шовкат и др. Тех, чьи методы устарели. Но, несмотря на это, считаю, что говорить «вы устарели, уже ничего не можете сделать, отойдите в сторону» не правильно. Я и сам некогда говорил, что будет лучше, если отойдете в сторону. Но могут спросить, разве вас кто-то держит за руки. Пусть они работают по старым методам, мы новыми методами больше сделаем. Но это уже дает о себе знать. И потому должны отдавать предпочтение естественному отбору. Может у них есть еще порох в пороховнице и до конца не сказали свое слова, пусть скажут. Потому-то я против отбрасывания кого-то с политической арены и сторонник естественного отбора.


Прежде они не сходили со страниц печати, а сегодня этих традиционных политиков видим все реже и реже, а некоторых и вовсе не видно. Да и журналисты не стремятся брать у них интервью. Но уже есть новые силы, политики, обращающиеся к новым политическим методам. Наверно, будут и положительные результаты в борьбе против власти.


– Интересно, почему оппозиция борется не с властью, а занимается внутренними разборками?


– Знаете, в шоу бизнесе есть неизменное правило: некоторые певцы остаются в повестке дня не своим искусством, а скандалами. Возможно, сговорившись, критикуют друг друга, обливают друг друга грязью, ругают. Тем самым добиваются какой-то известности и получают приглашения на свадьбы. Возможно, некоторые политики стремятся воспользоваться этим методом. Есть политики, для которых есть мораль, какие-то рамки, но есть и такие, для которых нет рамок, как в политике, так и в нравственности. А для политиков, не знающих рамок, будь это власть или иностранные силы, самое важное оставаться в повестке дня. Ибо они прекрасно знают, что сегодня повлиять на власть и сдвинуть его пока что невозможно.

Власть пока что управляется железной рукой и хватка крепка, если в него что-то кинут, то ни то что не попадает, даже не долетает. Чтобы оставаться в центре внимания, используются подобные методы.
Если власти пойдет на некоторые политические послабления, создание определенной атмосферы, то они сразу начнут бросать «камни» во власть. Я не приемлю эту тактику традиционной оппозиции, наоборот, считаю ее даже омерзительной. У политика должна быть одна цель – для народа, для нации прийти к власти, реализовать свою программу. Именно таких политиков я приемлю и себя причисляю к таковым.


– Рази бек, что касается людей из шоу бизнеса, все понятно: благодаря скандалам они остаются в центре внимания и заполучают свадьбы, а что зарабатывают политики, которые привлекают к себе внимание бранью


– Наверно, они тоже имеют навар с этого.
– То есть без брани и оскорблений невозможно оставаться в повестке дня?


– Механизм брани, организацию брани, ведение политических компаний против кого-то в азербайджанскую политику привнес Али Керимли. Если бы он направил всю свою силу, образование, ум на то, чтобы прийти к власти, направил бы на дела на благо азербайджанского народа, возможно, смог бы добиться значительных успехов. Увы, его энергия тратится на такие примитивные политические тактики. Кампания брани, ругани неприемлема. Как политик. Али Керимли уже не радикал, слушающих его стало значительно мало. В настоящее время обычный политический блогер собирает сотни тысяч просмотров и превосходит политиков. А эти вновь обращаются к старым методам, стремясь запятнать, свалить кого-то. От таких надо просто отстраниться. Наша партия в таких вопросах смогла остаться в стороне. Цель – несмотря на камни, брошенные в наш адрес, объединиться с народом на пути к власти и овладеть политической властью.

Интервью versus.az, 24 октября 2018 года

Related Articles

Back to top button