InterviewsРусский

Нагорный Карабах, митинги, политика и народ

– Рази бек, не секрет, что сегодня с различных ракурсов обсуждается и анализируется то, что нынешнее общественно-политическое положение в стране не очень-то радужное. Выдвигаются различные аргументы в связи с тем, что положение может привести к социальному взрыву. Это положение, кажущееся «привлекательным» старым политическим лидерам, может ли стать возможностью для «возрождения»?

Рази Нуруллаев

– Как видите, мир стремительно меняется. Даже те поступки, действия, которые некогда считались ценностью, сегодня такими привлекательными не представляются. Даже такое монолитное образование, как Евросоюз, раскачивается. Высказываются суждения о том, что  США, которые считаются колыбелью демократии в мире, поступают антидемократически, в этой стране говорят даже о фальсификациях на выборах, высказывается озабоченность о попытках задушить свободу слова. И Азербайджан посредством стирающего границы в мире интернета становится участником этих процессов. И самое интересное то, что участниками этого процесса являются не отдельные индивиды, политики, не мобилизованные ими их сторонники, а непосредственно сам народ.

В прежние времена в чьих руках были телевидение и печатные СМИ, те и заказывали процессы, а народ превращался в участника. Нынче заказчик – народ, а причина этого – открытость интернета и безграничные возможности его. Сегодня рейтинг формируется не только и не столько частым появлением на экране телевизора и мельканием на страницах печатных СМИ, а «лайками» и комментариями, просмотрами видио, рассылками, количеством просмотров на «You Tube». Есть такие простые представители народа, которых больше смотрят и обсуждают, чем популярных политиков.

Участник и заказчик политических процессов сегодня народ. Именно народ и является заказчиком проводимых реформ и осуществляемых Президентом во имя народа положительных изменений, он же и является той силой, который требует эти изменения. Народ требует и получает. Новые политики, новые лица это видят и стремятся занять и сохранить свое место в этом  ряду, и надо сказать, что это нам удается. И мы, как представители нового поколения, можем быстрее приспособиться к новым процессам, изменениям и новым оттенкам политики и даже иногда можем переварить процессы, которые работают не на нас.

Но политики старой закалки это не могут переварить, приноровиться к происходящим изменениям. Они хотят воспользоваться активным участием народа в этом процессе и заблистать. Имеются попытки возвыситься в лидеры популизмом на протестной волне.  Они считают, что возникающее в настоящее время положение схоже с процессами конца 80-х и начала 90-х годов, а они умелые мастера таких положений. Но они ошибаются. Народ, являющийся участником и движущей силой такого, кажущегося им привлекательным положения, в настоящее время более прогрессивный, организованный и думающий. Участники нынешнего процесса стремятся к конкретной цели и делают все, чтобы достичь ее.

Чтобы привлечь народ на свою сторону, в настоящее время надо предложить ему новый рецепт, который может сделать его жизнь более благополучной. Большая часть народа не хочет хаоса, беспорядков, восстаний, революций. Народ хочет хорошо жить, иметь хорошую работу, быть уверенном в завтрашнем дне. Демократия превратилась в пустые слова. Политическое будущее за теми, кто осуществит чаяния народа, добьется от властей проведения более лучших реформ, предложит программу развития и пообещает лучшее будущее.

– Часть оппозиции преподносит социальные недовольства как результат действий оппозиции за рубежом. Как, по-вашему, есть ли силы у лидеров традиционной оппозиции управлять недовольной частью социальной системы?

Самым большим участником политической активности и новых процессов  в Азербайджане является сам народ. Именно здоровые политики, нормальные блогеры и активисты более конкретно и ясно доносят слова народа. Основные силы общего процесса подпитываются самим народом. Этот процесс никак нельзя связывать с теми, кто ругается, оскорбляет из-за рубежа. Это делают такие прогрессивные, здоровые политические силы, как мы. Если бы угрозами можно было добиться чего-то, этого за 30 лет добился бы и Али Керимли. Нормальные предложения и рекомендации, выдвинутые такой оппозицией, как мы, властями анализируются и, хоть частично, находят свое отражение в подписанных Президентом указах и распоряжениях.

Позитивные шаги, предпринятые Президентом, реализованы желанием народа, а не руганью и оскорблениями кого-то. Эти предложения  мы озвучивали и во время выборов, высказывали и пытались убедить на всех этапах. И народ поддерживал эти реформы, а задача властей прислушиваться к голосу народа и выполнять их требования. Президент же говорит, что считает для себя честью быть слугой народа, и делает необходимые шаги. И приписывать это кому-то не надо. Но, как бы там не было, в принятии этих решений есть заслуга и здоровой оппозиции, включая и нас.

– Председатель АДП Сардар Джалалоглу, обвинив в безграмотности оппозицию, которая 26 лет была ведущей в политике, утверждает, что де-факто председатель Национального  Совета Али Керимли и его сторонники, держась в стороне от всех оппозиционных сил и будучи силой, мешающей общенациональному единству, управляется со стороны России. Как бы вы оценили это суждение? Как было сказано, есть ли в оппозиции силы, работающие на «Пятую колонну», и насколько они сильны?

    Силы, работающие на «Пятую колонну», всегда были и будут. В том, что Национальный Совет был средством давления, выдвинутым Россией, доля правды есть. И Али Керимли это прекрасно знал. Знал и то, что в этом образовании обеспечиваются его собственные политические интересы. К сожалению, представляется, что ради прихода к власти Али Керимли готов даже рассмотреть поступающие из России и Ирана предложения и взять на себя определенные обязательства. А эти обязательства не могут быть в пользу азербайджанской государственности и народа. Азербайджанский народ снова в ярмо не полезет. Потому-то мы не верим, что «Пятая колонна» так уж сильна.

 – Хотя Нацсовет – возглавляемая Али Керимли партия заявляли, что готовят митинги для обеспечения большей массовости вели пропаганду в социальных сетях, они не смогли получить разрешение, и митинги не состоялись. Чему служат проводимые различными группами митинги и марафон митингов, направленный на выявление того, какая группа смогла собрать больше людей? Если бы разрешение на проведение митингов было получено, миллионы людей вышли бы на площадь и почему?  

Проведение митинга не разрешили, но наверняка будут определены новые даты проведения их. 19 января на митинг собралось довольно много недовольных. Так как Али Керимли впервые наступил на горло собственной песни, унял свое «Я» и попросил участие достаточного количества политических сил. Этот митинг был общей силой оппозиции и народа. Но не думаю, что народ серьезно поддержит митинг только Али Керимли. Все приписывать себе, болеть «яканем» и навязывать себя в качестве спасителя надоедает и раздражает другие политические силы. А народ раздражает еще больше, чем нас. Даже начиная с сегодняшнего дня, как бы он ни призывал все политические силы, вряд ли кто-то присоединиться к нему. Тот, кто за 30 лет не смог завоевать какого-то политического авторитета и достичь каких-то результатов, душит внутреннюю демократию и внутренние принципы демократического управления, из-за ошибочного политического управления загоняет своих сторонников в тюрьму, держит в своем нутре ненависть величиной с Гималаями, может карабкаться на любую вершину, но как только попытается встать на ноги, опять скатится в ущелье.

– Последние недовольства, имеющие место в организации Азербайджанского Народного Движения, хоть и напоминает продолжение старых процессов, продолжается по одному и тому же сценарию. Как Вы думаете, куда можно дойти с такой организованностью?   

 Я не полностью владею информацией о Движении, но многие участники его уже были при власти и по утверждениям многих сыграли свою роль в падении правительства Эльчибея. Разделение Карабахского Комитета на две вызывает сожаление, а взаимные обвинения беспокоят людей.

Что значит создание организаций, повторяющих друг друга, с одинаковой миссией и целью… В отношении решения конфликта говорить о власти и оппозиции, создавать правительственные и оппозиционные структуры, делать попытки организовываться, по-моему, неправильно, и это не служит возвращению, освобождению Нагорного Карабаха.

Проведение митинга в связи с Нагорным Карабахом тоже положение не изменит. Проведение митинга может быть логичным в следующих случаях:

Если, во-первых, политическая власть не заинтересована  в решении конфликта и искусственно затягивает процесс; во-вторых, политическая власть идет на соглашения по Нагорному Карабаху, не отвечающие интересам народа; в-третьих, международное сообщество пытается заставить Азербайджан на капитулянтский мир. В настоящее время ни одно из них не имеет место.

С этой точки зрения, вести политические игры, создавать организации, комитеты, связанные с Нагорным Карабахом, нельзя считать политически верным. Естественно, такие инициативы могут иметь место, а порой оказаться даже полезными. Но в настоящее время большинство наблюдаемых в настоящее время попыток похожи на политические игры.

Поддержка закутанных в такие обвинения и обвиняющих друг друга последними словами объединений не может серьезно повлиять на количество участников митинга.

– В то время, когда традиционная оппозиция устраивает представление «я самый сильный на площади», международное сообщество работает на программой «подготовки народа к миру», пробивает его. Так же российские эксперты говорят о том, что идут тайные переговоры о Карабахе и что уже достигнуты определенные соглашения. Как бы Вы оценили идущие в этом направлении процессы?

В связи с этим я много раз высказывался. Если Россия не заставит, правительство Пашиняна к миру не готово. Ожидать решение конфликта в ближайшее время не реально. Азербайджанский народ готов к миру с условием возвращения земель, и его готовить к миру нет нужды. Пусть работают над подготовкой к миру армянского народа. Нашей стране нужны, прежде всего, единство политиков и народа и отсутствие политических игр власти и оппозиции вокруг Нагорного Карабаха.

– Каких дипломатических преимуществ могла достичь наша страна по Карабахской проблеме?  

Мы смогли донести до мира правду о Нагорном Карабахе. В этой сфере Армения не впереди нас. Наоборот, мир удивляется такой неблагодарности Армении. Аннексировать территорию другого государства и считать себя правым! Действительно, это весьма удивительно. Хотя у нас и имеются дипломатические преимущества, это пока что не способствует реальному разрешению конфликта. К сожалению, страны-сопредседатели вместо того, чтобы оказывать давление на Армению, пытаются заставить Азербайджан пойти на уступки. А Азербайджан, кроме уже озвученных, других уступок не считает возможным. Уступки могут быть, но только и только в рамках сохранения территориальной целостности Азербайджана. Это – красная черта.

Интервью председателя ПНФА Рази Нуруллаева

Related Articles

Back to top button