Рази Нуруллаев
заместитель председателя ПНФА
РАЗРУШАЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПАЛАТУ
Вступление
Давно хотел проанализировать вопросы, связанные с Общественной Палатой. После статьи моего друга Эльхана Шукюрли «В поисках альтернативы» в Кавказинфо и интервью уважаемого Панаха Гусейнлы в «Йени Мусават», я еще более укрепился в этом чувстве. Уважаемый Панах Гусейнлы в интервью сказал следующее: «Я хорошо понимал, с каким негодованием и яростью буду встречен, когда выражу мысль о том, что нужно максимально уменьшить и затем ликвидировать зависимость существования Общественной Палаты от Иса Гамбара и Али Керимли, ПНФА и Мусават». Как полномочный представитель ПНФА, я эту мысль не встретил негодованием и яростью. Наоборот, это дало мне политическое пространство для анализа событий.
Взгляд на ОП
Несомненно, что Общественная Палата (ОП) создана в основном на социальной базе Мусават и ПНФА. Хотя мы постарались, чтобы это было не так очевидно. В Координационном ОП Совете большинство на стороне руководителей общественных организаций. А политических можно пересчитать по пальцам. Для членства в ОП, выражения своего мнения не создано никаких серьезных препятствий. Всем членам ОП созданы равные возможности для высказывания. Хотя члены обсуждаются на Координационном Совете, еще никому не поставили вето. Если кто-либо думает, что невозможно обратиться со стороны и вступить в ОП, пусть обращаются и, создав такой прецедент, затем с легкостью критикуют Палату.
Наоборот, излишняя демократия в ОП иногда приводит к анархии. В результате этого управление заседаниями превратилось в проблему: замечания, выступления с места, попытки создать тенденции раскола и т.д. К сожалению, в этом не последнюю роль играют и полномочные представители Мусавата и ПНФА. Такие попытки надо вовремя предотвратить, чтобы они в дальнейшем не превратились в незалечимые раны. Учитывая свой политический статус, я не могу написать более открыто. Но, те кто внутри этого процесса, прекрасно все понимают. Общественная палата, не превращаясь в заложника черносотенцев, должна делать то, что считает нужным и смотря уверенно вперед, двигаться в направлении цели. Бессмысленно, без всякой логики кричащие же рано или поздно умокнут.
Фракция
Уважаемый Панах бей говорит, что «нужно максимально уменьшить и затем ликвидировать зависимость существования Общественной Палаты от Иса Гамбара и Али Керимли, ПНФА и Мусават». Пусть будет так, никаких проблем. Пусть на наших плечах формируются новые лидеры. Но не надо забывать, что лидеров нельзя вырастить насильно и долго держать на плечах. Когда их будут сбрасывать с плеч, они должны сами уметь стоять на ногах. Неспособные на это заново скатятся на свои места. С другой стороны, получается, что ПНФА и Мусават должны сами себя ослабить и позволить, чтобы другие выросли до их уровня. Но ведь жизненные истины и реальности совсем другие. Мы не религиозная группа, а представители политических партий. Мы не миссионеры и не обладаем ни возможностями, ни реальностями, чтобы вести себя, как мать Тереза. У политики есть лишь одно название – политика. Знаете, на что это похоже? Одна кампания, приобретя прекрасные технологии, поручило управление топ – менеджерам. На протяжении десятилетий добилось определенного престижа и сейчас ей говорят, что ваш конкурент очень усилился и вы не сможете с ним бороться в одиночку, поэтому на рынок для борьбы с вашим конкурентом хотят войти другие аналогичные кампании. Но у нас есть одно условие: эти кампании будете спонсировать вы и вдобавок для их развития заморозите свою деятельность. Когда они достигнут вашего уровня, вы восстановите свою деятельность. В чем тут выигрыш? Заморозить приобретенный опыт, ресурсы и умереть? Мы всегда говорим, что другие нации помогают тому, кто выдвинулся, чтобы продвинуться еще дальше, мы же стараемся впереди идущего тянуть назад, в свое аутсайдерское состояние. Получается, что сосед, увидев более дорогую машину соседа, не должен думать о том, что нужно больше работать, стараться и купить такую же. Дождавшись ночи, он идет и ломает машину соседа и радостно потирает руки. Предлагать кому-либо поделиться своей силой равно предложению бизнесмену поделиться своим бизнесом, поделиться своим доходом. В политике предлагающих такое политиков и организаций большинство. К сожалению…
Почему бы этим силам не собраться вместе и не организовать фракцию?! Разве думать прогрессивно, заглядывая в будущее не более выгодно?! Почему бы этим организациям не работать с 9 млн народом?! Большинство хочет воспользоваться существующей социальной базой. Но ведь эта социальная база, начиная с 1988 года, неустанно движется вперед и на протяжении десятилетий составила основу десятка новых партий и общественных организаций. ПНФА и Мусават подобно отцу и матери. Уже женили, выдали замуж своих детей, но последние отчий дом все равно не оставляют в покое. Не хотят строить собственную жизнь. Почему бы не влиться в 9 миллионную социальную базу?! Об этом более обширно несколько потом.
Очищение
Во время создания Общественной Палаты многие интриганы смогли пробраться туда. Их дело создавать всякого рода пересуды, махать с трибуны не имеющими никакой цены и важности предложениями и документами, бросать реплики с мест и другая подобная деятельность. В результате этого заседания ОБ затягивались до невозможности. В ОП многие говорят свысока, ведут себя как лидеры, то есть централизации и объединению предпочитают саморекламу. Слабость азербайджанской оппозиции была как раз в том, что время от времени она наступала на одни и те же грабли. Причина – не быть объектом критики, отдалиться от насильно приклеенного ярлыка «разрушителя». Но теперь хватит. Время решительных действий. Есть десятки членов ОП, уход которых надо ускорить. Процесс уже начался и ему нужно помочь.
Работать с народом
Создается такое ощущение, что многие хотят стать лидерами за счет существующих сил. Есть определенная недовольная политизированная группа, которая в основном сосредоточилась вокруг вышеупомянутых ПНФА и Мусават. Остальная часть недовольных собрались вокруг партий ПДА, ПКНФ, ПННА, Умид и Либеральной партии. Кто хочет созать партию, проявить лидерство, претендуют отнять долю у вышеупомянутых организаций. Хотя 9 млн-ая сила народа осталась свободной, только 500 тысяч приватизировала НПА. Допустим, еще 50-60 тысяч официальных сторонников ПНФА и Мусават. Остается более 8 млн представителей народа. Из них более 4 млн являются избирателями. Почему с ними никто не работает? Почему эти миллионы выбрали позицию наблюдателя?
Азербайджанская политика сейчас в таком положении, что вести борьбу по законам политики невозможно. Сделать серьезный выбор превратилось в сложную проблему. Доверять всем полностью мы тоже не в силах. В таких условиях мы не можем обратиться к методам и делам, вызывающим сомнение и недоверие. Также не наше дело заставлять молчать реальную силу и спонсировать создание новых сил. Потому что имеем большие сомнения насчет того, кому и чему в будущем эти силы будут служить.
Да, идет борьба за лидерство. Али Керимли и Иса Гамбар известны как оппозиционные лидеры и большинство международных организаций во время приездов в Азербайджан встречаются именно с ними. Разумеется, и у других политиков и партий есть желание войти в этот список и мы приветствуем это. Но добейтесь этого своими силами. Почему али Керимли и Иса Гамбар должны делиться своими силами? Какая польза от этого? Чем больше будет лидеров, разделяющих одни ценности, тем шире будет раскол и тогда международное сообщество, испытывая трудности с выбором, будет плыть в водовороте неясности и недопонимания. Обе партии, начиная с 1988 года, играют роль доноров для азербайджанской политики. Дайте им возможность проводить ту политику, которую они хотят проводить. Если же есть новая сила, способная вести народ за собой, покажите это и тогда мы этой силе поможем. Цель создать изменения в политической системе. Лидерство, президентство, депутатство и другие должности должны основываться на выбор народа и рано или поздо так и будет.
Хочу привести один пример: у одного мужика был ленивый сын, разбазаривающий деньги отца направо и налево. Отец говорит, что зарабатывать деньги трудно. Не разбазаривай их. Сын говорит, что легко. Взяв 10 рублей у мамы, приносит отцу и говорит, что их заработал. Отце бросает эти деньги в камин. Сын совершенно на это не реагирует. Таким образом события повторяются несколько раз. Наконец, сын не выдерживает и один раз поработав, копейками заработал один рубль. Когда отец и их бросил в печку, сын, несмотря на то, что руки горели, стал вытаскивать монеты. Тогда отец говорит: вот эти деньги ты действительно заработал сам.
Сегодняшняя ситуация похоже на события из этой сказки. На собраниях с участием сотни членов Общественной Палаты каждый говорит как лидер – безудержно и с пафосом. Считает, что в зал всех собрал именно он и лидировать тоже он должен. Но ведь это не так. Я уверен, что если бы была бы вера в это, упомянутые мною оппозиционные лидеры поделили бы поровну статусы, силы и престиж.
Заключение: приход в политику новых активистов, новых функционеров, новых деятелей интеллигенции очень важен. Эти люди рассеяны по всему Азербайджану. Конечно, можете спросить: а почему ПНФА и Мусават не привлекают их в свои ряды? Нельзя забывать о том, что до осени 2003 года сотни тысяч людей выходили на улицы. Но растущее политическое давление и допущенные некоторые ошибки привели к потере данными партиями прежней силы. Понимаете, под существующем давлением, без офиса, материального ресурсов, без площадки для собраний сохранить силы и невозможно.
Недоверие, почему народ к нам не присоединяется?
Признание ошибки иногда приводит к положительным результатам. Действительно, активизировать народ стало очень сложно. Причина – растущее давление, антипропаганда, недоступность эфира и малый тираж газет. Сделана ставка на выход в народ с помощью интернета и социальных сетей. Но этого недостаточно. Общение с народом очень ослабло. Может, народ и забыл свое прошлое, положительное, отрицательное, хорошее и плохое… Точнее, заморозил в памяти. Но есть память, зов крови. И рано или поздно она проснется. Но у нас не осталось терпения просто ждать ее пробуждения. Сколько должно произойти событий в стране и в мире, чтобы эта память как в 1988 году очнулась, пришла в себя. Нужна идти в народ. Будет полезно среди народа беседовать с народом. Живой разговор. У народа есть потребность в живом разговоре. Он хочет сказать то, что у него в душе, взять за руку политиков и рассказать свое горе, просить у них помощи. Если лидеры ПНФА и Мусават захотят провести встречи в регионах, этого не допустят. Но новые попытки важны. Но как же другие партии, другие общественные деятели? Почему они не идут в народ? Почему своих новых сторонников, свежую силу, не хотят собрать из народа?
Нужно идти в народ. Народ ждет. Что надо делать, почему народ впал в недоверие, сколько будет продолжаться эта ситуация и о многом другом я дам пояснения в следующей своей статье.